Что же легло в основу праздника? В этот день вспоминается удивительное событие, произошедшее в середине X века в храме во Влахернах – на окраине Константинополя. Христианский Константинополь был тогда столицей Византийской империи, которой правил Лев VI Философ, прозванный так за любовь к книжной мудрости. Несмотря на свою ученость, Лев VI был посредственным военачальником, поэтому богатый Константинополь мог показаться особенно легкой добычей для всех, кто бы вознамерился его завоевать. Летописи свидетельствуют, что такими желающими оказались наши предки славяне, тогда еще язычники. В походе участвовал прославленный Пушкиным “вещий” Олег со своими дружинами. Правитель Киева уже совершал дерзкие и успешные набеги на Византийскую империю, поэтому его боялись.
Как сообщает церковное предание, в день, когда тревога жителей Константинополя была особенно сильна, христиане собрались в храме во Влахернах – помолиться Богородице перед ее платом – мафорием. Был в храме в это время и раб византийского вельможи Андрей, Христа ради юродивый, родом славянин. Именно Андрей и увидел во время моления Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную сонмом ангелов и святых. Преклонив колена, Дева Мария со слезами молилась за христиан, а потом, сняв со Своей головы плат, распростерла его над стоящими в храме, защищая их от врагов видимых и невидимых. Как сообщает предание, Андрей, трепеща, спросил стоявшего рядом с ним своего товарища Епифания, видит ли он “Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире!” “Вижу, святый отче, и ужасаюсь!” – ответил Епифаний.
Летописи свидетельствуют, что по неведомым причинам корабли с дружинами славян развернулись назад, Константинополь был спасен. Это явление Пресвятой Богородицы, которая Своим Покровом защищает всех, ищущих Ее заступничества, и вспоминается во время праздника.
Удивительно, но отмечают этот день только в России: хотя само явление Божией Матери произошло в Византии, в греческом календаре этого праздника нет. Парадокс: событие, которое можно было бы посчитать военным поражением наших предков, Русская Церковь отмечает как праздник заступничества Богородицы за всех православных христиан. В чем же дело? По словам епископа Василия Родзянко, такое “самоотречение – историческое, народное – не случайно”. Оно свидетельствует о том, что народ несет в себе “мощь правды”, глубинное понимание того, что истинно, а что нет. Поэтому любовь к этому празднику свидетельствует о глубокой нравственной силе и чистоте нации.
Праздник в честь Покрова Пресвятой Богородицы был установлен в XII веке. Тогда же была построена и первая церковь в честь этого события. Святой князь Андрей Боголюбский в память о своем старшем сыне Изяславле, погибшем от ран после похода в Волжскую Булгарию, повелел возвести храм Покрова – на реке Нерль: шедевр мирового зодчества.
читайте также
О популярности праздника говорит и то, как много в России возведено церквей в его честь: только в Москве и Московской области до революции их было больше ста. Например, построенный Иоанном Грозным собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы, больше известный как храм Василия Блаженного. А еще Покровский бульвар, улица Покровка, знаменитые Покровские ворота – им всем дала свое имя другая московская церковь Покрова Божьей Матери – церковь Покрова в Садех (то есть у великокняжеских садов), впервые упомянутая еще в 1488 году, и ныне уже – увы! – не несуществующая.